Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шаминская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Образовательная программа
« Юные исследователи окружающего мира»
на базе МБОУ Шаминская СОШ
на 2011- 2012 уч.год
Составитель: Мазеева Н.Х.,
учитель начальных классов
1 кв. катего
Пояснительная записка
Условия современного общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников не только на уроках, но и во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Поэтому, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
На занятиях кружка «Юные исследователи окружающего мира» в первый год обучения дети узнают о разнообразии окружающего нас мира. Они в процессе игры, в ходе экскурсий, общения со взрослыми придут к пониманию того, что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юным исследователям могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети убедятся в том, что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов.
Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.
Задачи: 1. Помочь детям освоить первичные навыки самостоятельных исследований через организацию специальных игр.
2. Развивать у детей умение работать с различнымиисточниками информации.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Помогать детям самоутверждаться, благодаря достижению поставленной цели и понимания важности самостоятельно полученных результатов.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся во внеучебное время в форме игр ,экскурсий, наблюдений, исследований, составлений коллекций и проектов.
Ожидаемые результаты:
Дети должны:
- освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований;
- знать разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт);
- уметь пользоваться источниками информаций для нахождения нужных сведений; с помощью взрослых представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.
Программа рассчитана на детей 1 -2 классов
( 2 часа в неделю/ 66 часов в год)
Календарно – тематическое планирование.
№п/п |
Тема занятия |
Форма занятия |
Кол.часов |
Цели занятия |
Сроки |
1 |
Какой разнообразный окружающий мир. |
Экскурсия. |
1 |
Показать детям разнообразие окружающего мира; учить наблюдать за изменениями в живой и неживой природе; воспитывать дисциплинированность, наблюдательность, любознательность. |
|
2 |
Как можно изучать окружающий нас мир. |
Игра. |
1 |
С помощью познавательных и развивающих игр показать методы изучения окружающего мира. |
|
3 |
Мы - исследователи. |
Игра. |
1 |
Через развивающие игры показать детям роль исследователей окружающего мира и важность человеческого фактора в исследовании окружающего мира, воспитывать усидчивость. |
|
4-5 |
Учимся наблюдать. |
Экскурсия. |
2 |
Учить приёмам наблюдения за объектами природы; воспитывать внимательность, наблюдательность. |
|
6 |
Учимся проводить опыты. |
Игра. |
1 |
Учить проводить простейшие опыты с объектами неживой природы, воспитывать заинтересованность в конечном итогеработы. |
|
7 |
Какие бывают книги. |
Экскурсия в библиотеку |
1 |
Познакомить детей с разными видами книг; воспитывать в детях стремление узнавать новое из книг. |
|
8 |
Книги - помощники исследователей. |
Путешествие на книжную полку |
1 |
Познакомить детей с книгами – помощниками: словарями, энциклопедиями («Что? Зачем? Почему?», «Почемучка», «Познаём мир».); воспитывать стремление общаться с книгами. |
|
9 |
Когда компьютер становится нам другом. |
Презентация. |
1 |
Познакомить с ролью компьютера как средством добычи информации. |
|
10-11 |
Компьютерные игры и знакомство с окружающим миром. |
Игра, презентация |
1 |
Показать, как с помощью компьютера можно изучать окружающий мир, воспитывать в детях любознательность, наблюдательность, дисциплинированность. |
|
12 |
Учимся задавать вопросы |
Игра, |
1 |
Учить задавать вопросы на интересующие детей вопросы по итогам наблюдение, экскурсий. |
|
13-14 |
Мой дом. |
Исследование |
2 |
Учить простейшим приёмам исследований, воспитывать внимательность, наблюдательность. |
|
15 |
Мой дом за окном |
Наблюдение |
1 |
Учить видеть объекты живой и неживой природы ближайщего окружения, замечать изменения, воспитывать внимательность, наблюдательность. |
|
16 |
Деревья моего двора |
Экскурсия |
1 |
Изучить виды деревьев, растущих рядом с человеком, воспитывать стремление исследовать окружающий нас мир. |
|
17- 19 |
Деревья моего двора |
Практическое занятие |
3 |
Разработать и составить коллекцию видов деревьев, растущих около дома учащихся, воспитывать аккуратность, творческие способности детей. |
|
20 |
Птицы нашего двора. |
Экскурсия |
1 |
Познакомить с разными видами домашних птиц, их средой обитания, повадками; воспитывать внимательность, наблюдательность. |
|
21-23 |
Птицы нашего двора. |
Практическое занятие |
3 |
Разработать и составить коллекцию видов домашних птиц, с помощью взрослых найти в Интернете материал о д/птицах; воспитывать аккуратность, творческие способности детей |
|
24 |
Животные нашего двора |
Теоретическое занятие |
1 |
Познакомить с разными видами домашних животных, их средой обитания, повадками; воспитывать внимательность, наблюдательность. |
|
25 -27 |
Животные нашего двора |
Практическое занятие |
3 |
Разработать и составить коллекцию видов домашних животных, с помощью взрослых найти в Интернете материал о д/животных ; воспитывать аккуратность, творческие способности детей |
|
28 |
Животные моего дома |
Теоретическое занятие |
1 |
Учить детей рассказывать о своих четвероногих друзьях: повадки, любимые игры с ними, любимая еда; воспитывать любовь к домашним животным. |
|
29-32 |
Животные моего дома. Комнатные растения моего дома. |
Практическое занятие |
4 |
Разработать и составить коллекцию видов собак и кошек, комнатных растений; воспитывать аккуратность, творческие способности детей. |
|
33 -36 |
«Мой дом»-проектная работа |
Практическое занятие |
4 |
Учить составлять простейшие проекты на изучаемую тему; воспитывать аккуратность, творческие способности детей. |
|
37-38 |
Моё село |
Экскурсия |
2 |
Провести экскурсию по всем улицам села, его «архитектурой»; воспитывать любовь к своей малой родине. |
|
39 |
Как создавалось моё село? |
Экскурсия в музей |
1 |
Познакомить с историей образования села; воспитывать стремление изучать историю своего села |
|
40 |
Школа моего села |
Теоретическое занятие |
1 |
Познакомить с историей нашей школы, её выпускниками, ставшими достойными людьми; воспитывать гордость за свою школу. |
|
41-43 |
Школа моего села |
Практическое занятие |
3 |
Составление серии рисунков , посвящённых нашей школе; подбор стихов, рисунков по теме с помощью взрослых. |
|
44-46 |
Люди моего села |
Теоретическое занятие; экскурсия в музей. |
3 |
Познакомить с ветеранами ВОВ, работниками села, с Героями Соцтруда, внёсшими большой вклад в развитие села; воспитывать гордость за жителей своего села. |
|
47 |
Красивые места моего села |
Экскурсия |
1 |
Познакомить с самыми красивыми местами нашего села; воспитывать внимательность, наблюдательность, любовь к селу, стремление беречь природу окружающего мира. |
|
48-51 |
«Моё село» - проектная работа |
Практическое занятие |
4 |
Составление проекта по изученному материалу; воспитывать аккуратность, творческие способности детей. |
|
52 |
Вода в моём доме и в природе |
Экскурсия |
1 |
Познакомить с водокачками села, с методом извлечения из недр питьевой водыи доставкой её в дома, воспитывать бережное и экономное отношение к воде. |
|
53 |
Бытовые приборы в моём доме |
наблюдение |
1 |
Учить наблюдать за работой бытовых приборов в доме, их функциями, пользой и вредными воздействиями на человека. |
|
54 |
Бытовые приборы в моём доме |
Практическое занятие |
1 |
Проведение простейших экспериментов с бытовыми приборами, воспитание внимательности, осторожности при обращении с бытовыми приборами. |
|
55-56 |
Солнце, Луна, звёзды – источники света |
Дневное и ночное наблюдение |
2 |
Познакомить с ночными и дневными светилами как источниками света, воспитывать внимательность, наблюдательность, |
|
57 |
Солнце, Луна, звёзды – источники света |
Практическое занятие |
1 |
Составить рисунок по итогам наблюдений, воспитывать аккуратность, творческие способности детей. |
|
58-60 |
Откуда приходят свет и тепло в мой дом |
Экскурсия, наблюдение.практическое занятие |
3 |
Познакомить на основе экскурсии на Билярскую подстанцию, в школьную котельную с тем, как и откуда приходит в дом свет и тепло, воспитывать бережное и экономное отношение к теплу и свету. |
|
61-63 |
Водоёмы и леса нашего села |
Экскурсия, наблюдение |
3 |
Познакомить с водоёмами нашего села (пруд, озеро ) , с берёзовой рощей, еловым бором; провести наблюдение за животным миром водоемов и лесов; воспитывать бережное отношение к природе своего края. |
|
64-66 |
«Водоёмы и леса нашего села» - проектная работа |
Практическое занятие |
3 |
Составление проектной работы по теме «Водоёмы и леса нашего села», воспитывать аккуратность, творческие способности детей. |
Список учащихся, посещающих кружок «Юные исследователи окружающего мира» МБОУ Шаминская СОШ на 2011 – 2012 уч.год.
№ п/ |
Фамилия, имя учащегося |
класс |
Возраст |
Год обучения |
||
1 |
Ильдерякова Виктория |
1 |
6 |
1 |
||
2 |
Ильдерякова Кристина |
1 |
6 |
1 |
||
3 |
Нефёдов Михаил |
1 |
6 |
1 |
| |
4 |
Сагдеева Кристина |
1 |
6 |
1 | ||
5 |
Сидорова Эмилия |
1 |
6 |
1 | ||
6 |
Шуркина Анжелика |
1 |
6 |
1 | ||
7 |
Ермолаев Алексей |
2 |
8 |
1 | ||
8 |
Гимадеев Рузаль |
2 |
8 |
1 | ||
9 |
Мазеев Марсель |
4 |
9 |
1 | ||
10 |
Порфирьев Владимир |
4 |
9 |
1 | ||
Данные о руководителе кружка « Юные исследователи окружающего мира» по МБОУ Шаминская СОШ Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
ФИО |
Занимаемая должность, преподаваемый предмет |
Образование, наименование и дата окончания образовательного учреждения |
Стаж педагогической работы |
Квалификационнная категория |
Дата аттестации |
Число часов в неделю |
МазееваНакия Хасанзя новна |
Учитель начальных классов |
Средне – специальное, Тетюшское педагогическое училище, 1975 |
36 |
1 кв. категория |
2010 |
2 |
Список используемой литературы.
1. Энциклопедия «Познаем мир»
2. Энциклопедия «Почемучка»
3. Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?»
4.Материалы школьного музея.