Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шаминская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Обсуждено На заседании МО начальных классов . Протокол № от 2011 года. Рук.МО ______ -Н.Х.Мазеева |
Согласовано Заместитель директора школы по УВР Егорова О.А.____________ 15.09.2011год |
Утверждено Директор МБОУ Шаминская СОШ____________Юлдашева В.Н. Приказ №_55/11 от 15.09.2011 года |
учителя начальных классов
2 квалификационной категории
Ивановой Алины Владимировны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 25 августа 2011года.
2011 - 2012 учебный год
Программа кружка "Самоделкин"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная работа по направлению общественно – полезный труд обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитании трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов "вперед иголку”, петельный шов, "через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
Курс кружка "Самоделкин” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цель: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Решаемые задачи: Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности
- развитие личностных качеств (активности ,инициативности, воли, любознательности и т.п.),интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно –экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно –практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Ведущие формы деятельности:
Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов
Программа рассчитана на 1 час в неделю – 33 часа в год
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке "Самоделкин”
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов(ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль),приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям ,изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне(личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Игрушки - сувениры из бумаги, картона и природного материала (19 часов)
Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Подарки, игрушки-сувениры.
Тема 2.Изготовление игрушек-сувениров из ниток (8 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Болгарский сувенир "Куколки-мартинички”. Пушистые игрушки из ниток. Колобок. Утенок.
Тема 3. Сувениры из ткани (6 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов: "вперед иголку”, "петельный”, шов "через край”. Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Лягушка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Тема 1. Игрушки – сувениры из бумаги, картона и природного материала ( 19 ч.) | ||
1 |
Вводное занятие |
1 |
2-3 |
Экскурсия в парк. Панно «Осенняя природа» |
2 |
4-5 |
Сувенир из природного материала |
2 |
6-7 |
Игрушка "Белка” |
2 |
8-9 |
Игрушка – сувенир "Мишутка” |
2 |
10-11 |
"Зайка” |
2 |
12-13 |
Подарок "Попугай” |
2 |
14-15 |
Подарок "Петушок” |
2 |
16-17 |
"Бабочка на цветке” |
2 |
18-19 |
Игрушка – сувенир "Фонарик” |
2 |
Тема 2. Изготовление игрушек – сувениров из ниток ( 8 ч.) | ||
20-21 |
Вводное занятие по теме. Инструктаж по ТБ. |
2 |
22-23 |
Болгарский сувенир "Куколки-мартинички” |
2 |
24-25 |
Пушистая игрушка из ниток "Колобок” |
2 |
26-27 |
"Утенок”. Выставка работ учащихся. |
2 |
Тема 3. Сувениры из ткани. ( 6 ч.) | ||
28 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Техника выполнения ручных швов |
1 |
29 |
Раскрой материала. Соединение деталей |
1 |
30-31 |
"Матрешка” |
2 |
32 |
Лягушка” |
1 |
33 |
Выставка творческих работ учащихся |
1 |
Всего |
33 ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 2. Бегун Т.А. "Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
1. Геронимус Т.М. "Я все умею делать сам” - М.,
2. Лутцева Е.А. "Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г
3. Носова Т. "Подарки и игрушки своими руками” -М., 2008 г.